Консультация для воспитателей
Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности. В нашем детском саду проводятся «Осенины», День матери, праздник новогодней елки, Масленица, праздник 8 Марта, выпускной бал и Бал малышей.
В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, преподнесена им в доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусств, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства.
Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству вызывают у детей радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений.
В практике детских садов сформировались требования к проведению праздничных утренников, где большое значение придается оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится. Необходимо продумать целостность всего оформления, выразительность деталей, их количество так, чтобы они подчеркивали идею праздника.
Подбор стихов позволяет донести до ребенка содержание праздника, объединить части утренника.
Ведущее место в празднике занимает музыкальное сопровождение. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроения. Тщательно продуманные, доступные для понимания слова ведущего, выразительная интонация – это средств эстетического воздействия на дошкольников.
В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера, которые проходят весело, непринужденно, чередуясь с играми и аттракционами. Так же на празднике используются придуманные детьми танцы и игры, импровизации. При этом необходим индивидуальный подход с учетом уровня их художественных способностей.
Желательно с каждым ребенком подготовить выступление, которое доставит ему удовольствие, будь то участие в массовых играх, танцах и песнях или чтение стихотворения, роль в театрализованном представлении, игре на музыкальном инструменте.
Праздничный утренник обогащает детей разнообразными впечатлениями. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам в руках и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения вызывает у них чувство восхищения. Они более самостоятельны в своих действиях, знают как встать на пляску. Обычно большое оживление вызывает у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей.
Праздничные сценарии не нужно перегружать большим количеством номеров. Материал нужно распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых.
Для того, чтобы праздник был эффективной формой организации художественно-эстетического воспитания детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая творческую активность, способности и эстетический вкус.
Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник – это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это эффективное средство формирования нравственных и эстетических чувств.
Музыкальный руководитель Смирнова А.В.