Огород на окне – тот самый случай, когда и развлечение, и наука, и полезное дело произрастают, так сказать, в одном горшке. Чем сто раз объяснять ребенку дошкольнику, как получается из разных семечек – подсолнух, тыква, кабачок, томат, перец и т.д. лучше один раз эти семечки посадить и своими глазами наблюдать за их ростом. Огород на окне в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результату своего труда.
Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Ранее в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет. Огород на окне, прежде всего, должен помогать в развитии детей.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Наша работа по организации огорода на окне проводится поэтапно: первоначально был реализована исследовательская работа «Какие условия необходимы для проращивания семян овощных культур?» - наблюдение за семенами тыквы и фиксирование в ментальной карте; посадка семян овощных культур- лука, чеснока, томатов, перца, гороха, бобов, редиса, укропа; изготовление, а затем и заполнение ментальных карт по каждой культуре с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями; подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Далее, наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов с фиксированием результатов. Совместно с родителями и детьми создание коллекции семян овощных культур, выращиваемых в нашем регионе. Затем анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Огород на окне в группе - это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.
Организация огорода на подоконнике не только занимательное дело, этот процесс развивает ребёнка во многих направлениях:
- ребёнок видит, как формируется растение, усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.
- учится ухаживать за растениями, выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность: поливать, рыхлить, собирать.
- ребёнок развивает наблюдательность, т.к. замечает мельчайшие изменения в посадках.
- воспитанники группы выполняют полезное взрослое дело сами – сами делают бороздки, сами раскладывают семена, сам зарывают и поливают, что значительно повышает их самооценку.
- происходит развитие речи, т.к. все действия сопровождаются рассказом - беседой про новые растения, про посадку, это мотивирует ребёнка описывать свои действия.
Помимо традиционных посадок овощных культур у нас произошла спонтанная посадка. Дети решили поэкспериментировать и понаблюдать сможет ли дать ростки семечки яблок, которые они ели.
Наш огород на окне – это еще и возможность понаблюдать как развиваются семена овощных культур в различных питательных средах – воде, гидрогеле.
Воспитатель Зыкова Е.В. |